Философские учения Индии сообщают нам, что существует пять причин страданий:

  1. Авидья – невежество, неведение
  2. Рага – привязанность, жажда удовольствий
  3. Двеша – отвращение, стремление избежать страданий
  4. Асмита – идентификация себя с Эго
  5. Абхинивеша – страх смерти
Каждое из этих омрачений – клеш – имеет различную степень выраженности у каждого, хотя бы в скрытом состоянии проявляясь у любого воплощенного в физическом теле в материальном мире. У глубоких практиков омрачения могут быть тонкими и контролируемыми. Обычные люди в повседневной жизни могут провести всю жизнь колеблясь от одного к другому. Практика йоги ставит своей целью ослабление действия этих омрачений и выход за их влияние. Йога так же учит нас уникальности каждого человека, давая возможность каждому истинно желающему найти свой путь к свободе, покою и истинному счастью.
В современном мире мы привыкли рассматривать йогу исключительно как метод развития физического тела, изредка принимая во внимание, что в традиционном учении есть и какие-то этические аспекты. Однако учение йоги распространяется гораздо шире физического аспекта и многие йогины в жизни не практиковали асаны.
Кто же такой йогин? Тот, кто следует одному из четырех путей йоги.
В своей жизни мы можем действовать, думать, чувствовать или не делать ничего. Действовать – это Карма Йога. Думать – Гьяна Йога. Чувствовать – Бхакти Йога. И совершенно ничего не совершать – Самадхи, финальная ступень Раджа Йоги и всех путей йоги.
1. Бхакти-йога  – йога любовной преданности, полной самоотдачи Божественному. Божественное может проявиться в облике личностного аспекта – любой Божественной Личности или в виде Гуру, семьи, личных концепций, однако сама практика Бхакти-йоги основана на эмоциональной привязанности, вовлеченном служении тому, что практик принимает как Божественное.
В наше время хаоса и разрозненности, многими трактатами путь Бхакти йоги назван самым легким и эффективным, однако он требует полной вовлеченности, играть в любовь никогда не получается. Практиковать Бхакти-йогу может любой, независимо от возраста, происхождения или физического состояния. Путь Бхакти – безусловной божественной любви – растворяет ненависть, агрессию, зависть, ревность, эгоизм и гордыню.

Быть влюбленным в кого-то создает раздельность,
Бхакти учит нас быть самой любовью, быть утопленным, растворенным в Любви.

Основные проявления Бхакти-йогина:
  • Проявляет себя в преданном служении, заботе, искренной любви
  • Видит Божественное в каждом
  • Почитает и уважает все живое
  • Видит проявления Божественного в повседневном
  • Очищает сознание через Преданность
  • Чист в делах, словах, мыслях
  • Сдается на милость Божественному
  • Открыт каждому, заботится о каждом
Люди часто говорят, что им не хватает времени на духовную практику, так как все их время занимают семейные обязательства. Бхакти заключается в том, чтобы вознести служение семье на уровень практики. В сознании Бхакти йогина все привязанности растворяются и остается лишь всепоглощающая любовь к Божественному – единственная привязанность, которая освобождает, а не ограничивает. Бхакти – это путь к тому, чтобы найти покой в Божественном.
Бхакти включает в себя следующие практики:
  • повторение Божественных имен, мантр
  • установление и почитание алтаря с божественными изображениями
  • медитация на Божественный образ
  • культивация благодарности, единения с природой, любви ко всему живому, как к проявлению Божественного
  • очищение сознания и тела через практику Ямы и Ниямы
  • практика сострадания и прощения, помощи окружающим
2  Карма-йога – йога действия
Карма – означает “действие”, а карма-йога – совершение действия без привязанности к результату труда, путь бескорыстного деяния (Сева) на благо обществу. Все дела карма-йогина посвящены Божественному и не привязаны к Эго, ожиданиям, стремлению к славе или награде. Карма-йога – это совершать необходимое действие. Делать то, что правильно с точки зрения Дхармы – истинного предназначения, принимая все последствия и без любых ожиданий.
Основные проявления Карма-йогина:
  • Проживает жизнь вовлеченно, но не увлечен результатами, наградами или успехами
  • Не стремится к признанию
  • Практикует принятие, толерантность, дружелюбие
  • Со-радуется успехам других
  • Не чувствует себя ни выше, ни ниже других
  • Говорит и действует правдиво
  • Поддерживает здоровое тело
  • Принимает и почести, и оскорбления одинаково ровно
  • Имеет веру в себя, понимая, что Божественная любовь всегда с ним
  • Адаптивен к ситуациям, бесстрашен и имеет спокойный ум

На пути Карма-йоги все желания постепенно сходятся к одному - безостаточно служить Божественному, проявленному повсеместно.

Практика карма-йоги включает в себя:
  • Бескорыстный труд на благо всех окружающих
  • Принятие своей кармы, исследование и следование своей Дхарме
  • Изучение священных трактатов и писаний
  • Поддержание тела и сознания в чистоте и здоровье
  • Контроль чувств и эмоций
  1. Гьяна (Джняна) йога – путь мудрости. Следование к просветлению и освобождению через изучение и развитие знания. Через развития различения – Вивека – что есть реальное и вечное, а что преходящее и неистинное. Практика постоянного изучения и очищения себя. Путь Гьяна-йоги считается самым сложным, так как он использует интеллект для того, чтобы выйти за его же собственные границы. Практик Джняна-йоги стремится через познание и само-изучение прийти к осознанию единства с Божественным. Этот путь – попытка пойти по острому краю горы, где эго все время пытается сбросить практика в пропасть. Этот путь йоги требует от нас большой силы характера, воли, интеллекта. Гьяна-йога включает в себя изучение учений обо всех проявлениях жизни, но, в первую очередь, изучение самих себя.
Основные проявления Гьяна-йогина:
  • Изучает священные тексты и важные концептуальные писания своей традиции
  • Задает сам себе и искренне воспринимает ответы на важнейшие вопросы: Кто Я? Чего я хочу? В чем мое предназначение?
  • Внимательно слушает, безоценочно воспринимает, учится всему
  • Практикует непривязанность
  • Медитирует и наблюдает тишину
  • Главное его стремление – Мумукшутва – духовный голод, постоянное стремление к божественному, к освобождению от ограниченности перерождений
Практика Гьяна-йоги включает в себя:
  • Развитие и практику различения – Вивека. Чистешей формы знания
  • Развитие и практику непривязанности, отреченности – Вайрагья.
  • Культивация Шатсампат – шести дисциплин, добродетелей: Шама – ровность ума, Дама – обуздание внешних органов чувств, Упарати – прекращение мирской деятельности, Титикша – сила духа, воздержанность, терпение, Самадхана – концентрация, Шраддха – вера.

Великий Гьяна-йогин Рамана Махариши, получая вопрос,
начинал отвечать на него так:
“Сначала спроси себя кто задает этот вопрос?"

4. Раджа йога – королевский путь. Как король контролирует принадлежащие ему земли, так и практик Раджа йоги стремится контролировать подвластную ему территорию – свой ум. Путь медитации, концентрации, мантр и внутренних техник. Основная концепция Раджа-йоги в том, что наше видение истинных себя как божественных сущностей омрачено колебаниями ума. И если тело и ум могут быть очищены и успокоены, то останется лишь ясность и истинное сияние души. Раджа-йога не требует никакой особой веры или наличия убеждений и может быть практикована всеми, независимости от традиций.
Основные проявления Раджа-йогина:
  • Поддерживает сбалансированный и здоровый режим, диету, работу и образ жизни
  • В гармонии с ритмами природы
  • Чист и не подвержен суждениям
  • Ответственен за свою жизнь
  • Контролирует эмоции и чувства
  • Избегает отвлечений
  • Тренирует ум с помощью техник концентрации и медитации
Путь Раджа-йоги изложен и структурирован Патанджали в Йога сутрах в восьмиступенчатую систему:
8 ступеней йоги Патанджали:
  1. Яма – этический кодекс, принципы взаимодействия с окружающим миром, основанные на ненасилии и правде.
  2. Нияма – методы поведение в нашей собственной повседневной жизни, включающие в себя очищение, дисциплину, преданность, изучение.
  3. Асаны – позы
  4. Пранаяма – управление жизненной энергией с помощью дыхательных упражнений
  5. Пратьяхара – отвлечение чувств от объектов их вызывающих
  6. Дхарана – концентрация, фокусировка внимания
  7. Дхьяна – медитация
  8. Самадхи – освобождение, просветление
А где же Хатха-йога, спросите вы? Где место асан во всей масшабности дисциплины йоги? А вот там, на третьем месте Раджа-йоги. Асаны – вспомогательный инструмент, который служит для поддержания тела здоровым, сильным, очищенным и готовым к глубоким состояниям.
Все эти пути могут показаться различными, но на самом деле показывают Йогу в ее объединяющем качестве, каждый путь дополняет и поддерживает один другой. В каждом моменте каждого дня мы можем увидеть возможности для практики йоги и потенциал для развития, ведущий к Освобождению.

Четыре пути, как четыре толстые нити, связанные в один прочный канат, где каждая нить укрепляет и поддерживает одна другую.

Welcome to your paths of yoga

Кто такой йогин?

Что такое Бхакти-йога?

Что такое Карма-йога?

Что такое Джяна-йога?

Что такое Раджа-йога?

Согласно восьмиступенчатой системе Йоги Патанджали, практика йоги начинается с…

Отметьте неверное утверждение…

By continuing to use the site, you agree to the use of cookies. more information

The cookie settings on this website are set to "allow cookies" to give you the best browsing experience possible. If you continue to use this website without changing your cookie settings or you click "Accept" below then you are consenting to this.

Close