fbpx

Инструменты йоги

Aimtrueasana

Многие думают, что йога – это только асаны.
На самом деле асаны – это только её часть. Другие инструменты йоги это: Пранаямы, Бандхи, Мудры, Крийи, Мантры и техники управления вниманием ведущие к состоянию медитации. В той или иной степени в процессе сбалансированного обучения должны затрагиваться все аспекты.

1. Асаны.

Асаны, согласно мудрецу Патанджали, автору “Йога сутр Патанджали” – “положение тела, которое удобно и устойчиво”. У многих такая формулировка вызывает улыбку или вопрос, ведь многие позы йоги требуют для своего выполнения немалой силы, растяжки и едва ли могут быть названы “удобными”, да и устойчивость не всегда легко достижима. Это возможно связано с тем, что, на сколько известно, во времена Патанджали йогами использовалось совсем небольшое количество базовых асан. Так, в “Хатха йога прадипике” приводится перечень из 11 асан для укрепления тела и 4-х медитативных асаны.
Но, тем не менее, к первой группе относятся не самые “удобные” современному человеку позы: Свастикасана, Гомукхасана, Вирасана, Курмасана, Кукутасана, Уттана вКурмасана, Дханурасана, Матсьяасана, Пашимоттанасана, Маюрасана, Шавасана.
Ко второй: Сиддхасана, Падмасана, Симхасана, Бхадрасана.
Такое ограниченное количество положений являлось следствием четкого пониманием, что асаны не самоцель, а инструмент, предлагаемый йогой для духовного развития человека.

2. Пранаямы.

В самом общем смысле – пранаяма – это контроль дыхания. Дыхание – мост между биологической и духовной природой человека. Тип дыхания, интенсивность, глубина, задействованные в нем мышцы, напрямую связаны с состоянием сознания человека. Дыхание отображает наше истинное эмоциональное состояние. И, наоборот, управляя дыханием, можно научиться контролировать эмоциональное состояние. Для целей йоги важно, что сознательно формируя и поддерживая некоторый тип дыхания, мы стремимся создать и поддерживать выбранное нами необходимое состояние сознания.
В “Хатха-йога прадипике” описано 8 пранаям: Сурья Бхеда, Уджайи, Ситкари, Ситали, Бхастрика, Бхрамари, Мурчха, Плавини.

3. Бандхи.

Бандха в переводе с санскрита означает “замок”. Это слово полностью передаёт сущность их влияния. Бандха — это внутренний зажим, предназначенный для удержания энергии внутри определённых зон тела для того, чтобы сконцентрированная сила могла быть целеноправленно использованна. При выполнении бандх мы мягко, но интенсивно напрягаем определенные части и удерживаем их в этом состоянии. Органы, мышцы, нервы и физические процессы подвергаются массажу, стимуляции и подчиняются воле практикующего. Так же бандхи оказывают влияние и на психическое (праническое) тело. Происходят перенаправление или даже остановка потоков праны, постоянно текущих через наше тонкое тело. Все тело и ум приходят в состояние покоя и делаются восприимчивыми к более высоким состояниям осознания. Такова сила бандх, когда они доведены до совершенства.
В классической йоге выделяют три основные бандхи: джаланадхара-бандха (горловой замок, выполняется наклоном головы вниз обычно на задержке дыхания), уддияна-бандха (средний замок, выполняется втягиванием мышц живота обычно вместе с горловым замком) и мула-бандха (нижний замок, выполняется сжатием мышц промежности). Есть практика выполнения всех трёх замков одновременно – маха-бандха.

4. Крийи.

Слово крийя переводится с санскрита как “движение”, поэтому в последнее время этим термином стали называть многие динамические практики йоги. Однако, в исходном значении крийи – это упражнения, оказывающие динамические воздействия, по сути, массаж, внутренних органов. Крийи – не имеют аналогов в других системах физической культуры. К крийям относятся, в частности: уддияна-бандха крийя, наули крийя. Также крийями или шаткармами называются процедуры физического очищения.  Они предназначены для выведения шлаков из организма. Отдельное внимание уделяется очищению пищеварительного тракта, кровеносной системы и других систем. Существует шесть видов очистительных процедур: Капалабхати, Дхаути, Басти, Нети, Тратака, Наули.

5. Мудры.

Обычно, в обывательском восприятии, под мудрами понимают специфические положения рук. Однако в классической йоге категория “мудра” намного шире: существуют положения тела, которые также относятся к мудрам: йога-мудра, шактичелани-мудра; к мудрам относят также специальные положения глаз (например, самбхави-мудра, вайшнави-мудра), языка (набхи-мудра, кхечари-мудра). Мудры оказывают очень тонкое влияние на организм человека, в основном на его энергетическое тело, поэтому часто мудры применяют в медитативной практике, работе с вниманием, концентрацией.

6. Вибрационные техники – мантры.

В индуизме мантра – это определённая форма речи, оказывающая существенное влияние на разум, эмоции и даже на внешние предметы. Обычно мантра представляет собой сочетание нескольких звуков или слов на санскрите. При этом каждое слово, слог или даже отдельный звук мантры может иметь глубокий духовный смысл. Каждая мантра обладает своими особенностями, ритмом и воздействием. Сочетание звуков, частоты, с которой резонирует тело и ритма мантры помогает прийти к состоянию внутреней тишины, гармония со своим внутренним и бесконечным “я”. Мантры способствуют очищению сознания, обретению силы, ясности ума, умиротворения. Есть разные способы работы с мантрами: прослушивание и концентрация на этих звуках, произнесение громко и четко вслух, произнесение шепотом, произнесение мысленно.

7. Медитативные практики в йоге.

Слово «медитация» происходит от латинского meditatio, точнее от глагола meditari, который в разных контекстах означает «обдумывать», «мысленно созерцать», «вырабатывать идеи». Техники управления вниманием и медитации в йоге -это род психических упражнений и особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений. На данный момент разные источники определяют медитацию и как особую разновидность углубленного размышления, например, о духовной истине, сопровождаемое отвлечением от внешних обстоятельств», устранением «всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное, интеллектуальное напряжение)»; в других случаях медитацию определяют как состояние внутреннего сосредоточения или как действия для его достижения; многие понимают ее как «измененное состояние сознания», или даже «особое трансовое состояние». Но, на мой взгляд, медитация – не измененное, а скорее наше исходное, истинное состояние контакта со своим “Я”. Есть множество техник медитации и управления вниманием, которые учат нас сначала управлять течением мыслей и движениями внимания, а затем замедлять и останавливать их, приходя в состояние покоя и тишины. Практикуя йогу и медитацию как ее часть мы учимся тончайшему контакту с собой, постигаем покой и счастье нового качества.

Анна Весна в соц. сетях:
error: Content is protected !!

By continuing to use the site, you agree to the use of cookies. more information

The cookie settings on this website are set to "allow cookies" to give you the best browsing experience possible. If you continue to use this website without changing your cookie settings or you click "Accept" below then you are consenting to this.

Close