fbpx

Об омрачениях ума

Современный человек обычно так много заботится о чистоте физического тела, совсем мало внимания уделяя чистоте ума. Мудрец Патанджали называет причины страданий человека “клеши”, что можно перевести как “омрачения ума”. Он подразделяет их на пять видов. Первая основная прародительница всех остальных «омрачений ума» называется авидья, что означает неведение или незнание. Здесь имеется ввиду неведение своей истинной природы – сварупы – как духовной сущности, не ощущение себя вечной и неумирающей частью высшей души, которая не зная смерти живет жизнь за жизнью, перерождаясь и набирая необходимый опыт. Искаженная картина мира, временное принимается за вечное, ложное за истинное, уродливое за прекрасное – вот проявления ума, сопутствующие авидье.

Сознание, находящееся в неведении порождает асмиту. Появляется ощущение себя как тела, происходит отождествление себя со средствами осознавания и органами чувств. Уму начинает казаться, что глаза сами видят, а ум думает, ум не догадывается о существовании Пуруши – вечной души.

Эгоистическое сознание, только Я, Я – есть, здесь и сейчас, а потом меня нет и когда я умру, меня не будет, и поэтому надо жить “на полную катушку”, брать от жизни все и всех, сильное чувство собственной индивидуальности, которой угрожают другие индивидуальности, вечная борьба и противопоставления Себя Миру, конкуренция и возникающие войны…

Асмита в свою очередь порождает Рагу – сильное влечение к телу и всему ,что с ним связано, желание удовольствий и «кайфа» – вот единственная цель жизни при такой направленности ума. Всё, что не ведет к быстрому удовольствию – пустая трата времени. Противоположностью Раги является Двеша – отвращение. Это не приносит мне счастья – значит этого не должно существовать в принципе. Это порождает огромное количество ненависти и агрессии. Есть еще один аспект, согласно Йога Сутрам Патанджали, который не приносит счастья человеку. Это страх смерти или абхинивеша. В традиции йоги, глубокое осознание смерти дает свободу, недостижимую никакими другими способами познания. Признавая свою смертность, мы освобождаем себя от уз авидьи – невежества. Признавая смерть, вместо того, чтобы быть ослепленным страхом, мы можем лучше сфокусироваться на всем остальном, всё становится более четким и ясным, включая подлинное осознание ценности каждого момента жизни.

Каждая из клеш имеет четыре стадии своего развития, в писании упоминается о скрытой, ослабленной, чередующейся и действующей стадия, наша задача их отследить, осознать и начинать трансформировать из активного состояния, поэтапно вплоть до полного исчезновения или непроявленности. Как это сделать – ну, для начала знать об их существовании и заметить их в себе. А дальше – внимательная регулярная практика и медитация – ключ к гармонии и осознанности. В медитации нет техник, нет правил, нет критериев и границ. Медитация – ваше естественное состояние. Дело не в сидении в тишине, дело не в пении мантр и в не в визуализациях. Дело в контакте с вашей бесконечно прекрасной сущностью. Будду спросили: “Что ты приобрел от медитаций?”. На что он ответил: “Ничего! Однако, позволь мне сказать, что я потерял: гнев, тревогу, уныние, страх старости и смерти.”

 

image

Анна Весна в соц. сетях:
error: Content is protected !!

By continuing to use the site, you agree to the use of cookies. more information

The cookie settings on this website are set to "allow cookies" to give you the best browsing experience possible. If you continue to use this website without changing your cookie settings or you click "Accept" below then you are consenting to this.

Close