fbpx

101 ключевой термин йоги на санскрите
с объяснением.

Предлагаем вам самый полный словарь санскритских терминов,
важных для понимания всех аспектов йоги.

Каждый термин имеет краткое объяснение.
Понимание этих терминов поможет вам расширить восприятие знания йоги.
  1. Абхьяса  — Упорная и воодушевленная практика практика (см. так же связанное понятие Вайрагья)
  2. Аватара — Нисхождение божества на землю, его воплощение, проявление в человеческом облике.
  3. Ананда — Блаженство, радость. Качество чистого сознания, являющееся ключевым качеством Реальности.
  4. Асана  — Слово имеет несколько значений. Место для сидения в медитации, в обучении. Коврик, подстилка для сидения. Скатерть для установки божеств. Поза, физическое упражнение.
  5. Астея — Нестяжательство. Третье из воздержаний Ямы – первой ступени йоги Патанджали. Распространяется на действия, мысли, идеи и любые концепции.
  6. Ахамкара — эго, чувство «я», представление о собственном «я», самосознание. То, что создает в человеке ощущение уникальности, индивидуальности, восприятие себя как личности. Такие ощущения являются результатом того, что посредством ахамкары духовное «я» человека отождествляется с различными объектами, а также физическими и умственными явлениями.
  7. Ахимса — Ненасилие. Первое воздержание Ямы – первой ступени йоги Патанджали – неподчинение вреда. Стремление и старание жить и действовать таким образом, чтобы приносить добро и не причинять вред другим существам. Ненасилие не только в действиях, но и в речи и мыслях. Концепция ахимсы является всеобъемлющей и управляющей всеми остальными принципами.
  8. Ашрам (ашрама)  — Уединенная обитель, жилище людей, посвятивших свою жизнь духовной практике. Место, в котором учитель живет вместе со своими учениками. Так же стадия жизни (Брахмачарья, Грихастха, Ванапрастха, Саньяса)
  9. Аштанга-йога — Восьмиступенчатая система йоги Патанджали, сформулированная и изучаемая по Йога-Сутрам Патанджали. Состаящая из моральных дисциплин – Яма, самоограничений и техник очищения – Нияма, физических упражнений – Асана, дыхательных упражнений – Пранаяма, контроля чувств – Пратьяхара, концентрации – Дхарана, медитаций – Дхьяна. Финальная восьмая ступень – Самадхи – освобождение.
  10. Атман — вечная, неизменная духовная сущность, абсолют, осознающий своё собственное существование. Термин используется для описания высшего Я человека и всех живых существ. В качестве высшего субъективного начала, «абсолютного сознания», Атман соотносится с верховным объективным принципом, «абсолютным бытием» — Брахман – в предельном случае отождествляясь с ним.
  11. Авидья — неведение, невежество – источник любого страдания (Дукха). Синоним – Аджнана.
  12. Асмита — одно из омрачений (см. Клеша), происходящее из невежества. Ошибочное отождествление своего эго с истинным “Я”, то есть с необусловленной душой. Понятие разбирается в Йога-сутрах Патанджали.
  13. Аюрведа — наука о жизни. Традиционная система медицины Индии.
  14. Бандха — буквальное значение “замок”. Энергетический замок, выполнение которого позволяет удерживать энергетические потоки праны  внутри определенных областей тела человека. Существует три основных замка: джаландхара бандха (горловой замок), уддияна бандха (средний, брюшной замок) и мула бандха (нижний, корневой замок). Сочетание всех трех замков называется Маха-бандха – великий замок.
  15. Брахма — аспект Божественного Единства, или Бога, который ответственен за акты творения, создания. Отвечает за энергию возрождения и сохранения материальной стороны всех вещей. Устойчивость и постоянство мира обеспечивается вечнопроявленной силой и деятельностью Брахмы. Наряду с Вишну и Шивой является одним из богов Тримурти (см. Тримурти).
  16. Брахман — понятие, обозначающее надличностный, индифферентный абсолют, «душу мира», первооснову всех вещей и феноменов. Целью ведантистской йоги является воссоединение с этой сущностью. Брахману не может быть дано никакое конструктивное и позитивное определение, дать ему характеристику можно только через отрицание: он бесконечный, неизменный, неподвижный. Он описывается как бескачественный (ниргуна) – не подверженным качествам материальной природы – гунам.
  17. Брахмачарья — Целомудренное поведение. Четвертая форма воздержания первой ступени йоги Патанджали – Яма. Это понятие относится к воздержанию от сексуальных актов и подавлению полового влечения. Однако, в соответствии с общей идеей о том, что во время ученичества человек должен воздерживаться не только от сексуальности, но и от любых проявлений потворства чувственным страстям, направленным на услаждение органов восприятия, а также в соответствии с остальными четырьмя формами воздержания, которые должны восприниматься в их самом широком смысле, принцип брахмачарья можно описать как поведение, отстраненное от чувственности вообще и накопление ценной внутренней энергии – Оджаса. Так же Брахмачарья – это первый Ашрам (период жизни человека) – ученичество.
  18. Брахмин — Член высшей касты (см. Варна) индуистского общества. Духовные наставники, жрецы, выполняющие ритуалы. Исторически брахманы были жрецами, а также учителями, монахами, учёными; в эпоху феодализма большинство представителей брахманов были уже судьями, чиновниками, землевладельцами.
  19. Буддхи — Пробужденность, мудрость отличная от простого знания. Буддхи представляет собой глубокое знание истинной природы. Предельная осознанность жизни и нас самих, и всех окружающих нас существ.
  20. «Бхагавад Гита» — “Божественная песнь” – великое писание Индии, часть эпоса Махабхарата. Этот текст описывает как божественно просветленный духовный учитель Кришна, излагает учение йоги – искусства одухотворенной и праведной жизни выдающейся личности из касты воинов – Арджуне. Произведение состоит из восемнадцати глав, каждая из которых относится к определенной сфере человеческой жизни. “Бхагават Гита” описывает все аспекты практики йоги: Карма-йога (путь действия, долга, без привязанности к результатам труда), Бхакти-йога (путь духовной и эмоциональной преданности), Санкхья-йога (путь познания природы вещей и принципов мироздания)
  21. Бхакти — Вера, преданность. В первом своем значении понимается как вера в Бога, любовная привязанность к Богу как к источнику всего доброго, как к верховной Щедрости и Добру. При созерцании этой доброты возникает поклонение, чувство взаимосвязи и единства с Добром, которая простирается далеко за пределы той осознанной привязанности, дружбы и любви, которая связывает нас с другими человеческими существами, развиваясь до подлинного осознания Божественного.
  22. Бхакти-йога — культивация любви к Богу посредством служения ему с любовью и преданностью.
  23. Варна — четыре основных сословия индийского общества.
    • Брахманы — духовные наставники, жрецы, учёные.
    • Кшатрии — влиятельные воины, цари.
    • Вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы.
    • Шудры — слуги, наёмные рабочие.
  24. Васана — проявившиеся или потенциальные желания, привычки, основные склонности характера. Практика йоги направлена на преодоление варан всеми силами. Когда высшие силы человеческой души (мышление и любовь) не проявляют склонности к каким-либо предметам или действиям, страсти остаются в молчании, подобно телу, пребывающему в покое. (см. также Самскара, Клеша)
  25. Вайрагья — отречение, отрешенность, непривязанность к процессу или результату. Слово вайрагья образуется при соединении вай — «высыхать, высушивать» + рага — «цвет, страсть, чувства, эмоции, интерес». Концепция вайрагьи описывается в Йога Сутрах Патанджали, где наряду с абхьясой (практикой) вайрагья объявляется ключом к управлению умом. Вайрагья упоминается в Бхагават Гите, где говорится, что с помощью вайрагьи возможно поставить под контроль беспокойный ум. (см. связанное понятие Абхьяса)
  26. «Веды» — величайшие священные тексты, первичный источник религий Индии. Наиболее мистические ее части, особенно «Упанишады», стали основой джняна-йоги веданты, а также источником вдохновения в бхакти-йоге.
  27. Вишну — в индуистской мифологии наряду с Брахмой и Шивой является одним из богов Тримурти, где выполняет функции охранителя мироздания. После того, как Брахма сотворил мир, он узрел его безжизненным и недвижным, и стал молиться, взывая о помощи, после чего в мир вошел Вишну («виш» — «входить») и наполнил его жизнью. Эта жизнь воплотилась в форме великого множества существ, относящихся к разумной стороне Проявленности, пребывающих на пути прогресса к своему совершенству. Разум, помещенный в условия времени, вызвал к возникновению изменение и движение. Таким образом, Вишну представляет собой принцип способности к формированию, восприятию идей.
  28. Вритти — буквально: «водоворот». Колебания сознания, модификации ума, связанные с эмоциональной вовлечённостью в какие-либо ситуации. Вритти — это ситуации омрачения разума, на преодоление которых направлена практика йоги. Как водовороты и круги на воде, однажды созданные колебания сознания поддерживают и создают сами себя.
  29. Гуру — буквально: достойный, великий, важный, тяжелый, утвердившийся в истине, непоколебимый, учитель, мастер — духовный наставник, учитель.
  30. Гуна — качество материальной природы, свойство. Три основных начала материальной природы, три режима деятельности, обуславливающие живые существа. Гуны определяют образ жизни, мышление и деятельность души, которую они обусловливают.
  31. Даршана — взгляд, воззрение, точка зрения, интуиция, прозрение, лицезрение, учение, философия. Даршанами в современном восприятии называют религиозно-философские учения, школы. Например, йога-даршан.
  32. Дашаватара — десять основных аватар Вишну.
  33. Двеша — антипатия, неприятие, отвращение (см. также парный термин “Рага”)
  34. Джапа — техника концентрации, повторение эмоции или идеи, подкрепленное словом, мантрой. При выполнении джапа слова могут проговариваться вслух, шепотом или просто в уме.
  35. Джива — духовное, вечное живое существо, отдельная душа. В «Бхагават-Гите» джива описывается как неизменная, вечная и неразрушимая. Она не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерождённая, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело. Джива не принадлежит к материальному миру, а имеет «духовную» природу. В процессе реинкарнации, после физической смерти тела, джива, в зависимости от своей кармы и индивидуальных желаний, принимает новое материальное тело.
  36. Джнана-йога — вид йоги, который ведёт человека к истине посредством изменения и развития его знаний о самом себе и об окружающем мире. Йога интеллектуального пути. Она освобождает человеческий ум от авидьи – невежества, от оков иллюзорной концепции мира, направляет его к истинному знанию, демонстрирует основные законы вселенной.
  37. Дришти — точка фиксации взгляда и внимания в теле или пространстве при выполнении асан и виньяс.
  38. Дхарана — концентрация, полное внимание разума, направленное на какой-либо объект или мысль. Шестая из восьми ступеней Йоги Патанджали. Сужение области внимания, фокусирование умственной силы. Практика концентрации заключается в применении воли к выполнению того, что обычно происходит с нами неосознанно. Во время концентрации человек останавливает поток мыслей, уделяя внимания только одному объекту.
  39. Дхарма — совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар — «держать, поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия». Дхарма означает обязанности по отношению к себе и честность перед собой.
  40. Дхьяна — близкий, но не точный термин – медитация. Седьмая ступень Йоги Патанджали. Дхьяна представляет собой наполненное течение мыслей, имеющее характер концентрации — усилие концентрации при этом исчезает, но сосредоточение остается в форме установленного в течение определенного периода времени режима воли. Дхьяна приводит к «успокоению сознания», а в последующем к полной остановке на некоторое время любой психической активности.
  41. Карма — буквально: «действие, поступок». Вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансара, и используется в основном для понимания связей как в рамках одного воплощения, так и выходящих за пределы одного существования. Закон кармы осуществляет реализацию последствий действий человека, как положительного, так и отрицательного характера, и, таким образом, делает человека ответственным за свою жизнь, за все те страдания и наслаждения, которые она ему приносит. Результаты, или «плоды кармы», называют карма-пхала. Деятельность, совершаемая человеком в освобождённом состоянии мокши, не производит плохой или хорошей кармы.
  42. Кайвалья — (синоним Мокша, Мукти) – освобождение из круговорота рождений и смертей (см. Сансара) и всех страданий и ограничений материального существования. Осознание индивидом своего тождества с Брахманом, который есть блаженство (см. Ананда).
  43. Карма-йога — Йога действия; карма-йога основана на учении «Бхагавад-Гиты» и её основной смысл состоит в выполнении предписанных обязанностей (см. Дхарма) без привязанности к плодам труда. В результате такой деятельности становится возможным обретение Мокши (освобождения) и Бхакти (любви к Богу). Это происходит посредством выполнения предписанных обязанностей без эгоистических мотивов и ориентировки на результат с единственной целью удовлетворения Бога.
  44. Кама — чувственное удовлетворение, наслаждения, вожделение, страсть. В индуизме кама является одной из четырёх пурушартх — целей человеческой жизни, среди которых она находится на самой низшей ступени, ниже мирского статуса артха — материального благополучия. Это объясняется тем, что кама, в отличие от трёх других пурушартх — артха, дхарма, мокша — доступна даже животным, которые подобно людям ищут физических наслаждений.
  45. Клеша — страдание, бедствие. Омрачение сознания, его загрязнение. Этим понятием обозначают эмоциональную окрашенность восприятия мира эгоцентрированным сознанием, мешающую ощущать мир таким, какой он есть в действительности. Состав клеш, их трактовка различны в индуизме и буддизме. Базовыми считаются неведение, привязанность, гнев и страх смерти.
  46. Коша — оболочка покрывающая «дух», «высшее Я» и ограничивающая уровни человеческого сознания. Упоминаются в Упанишадах. Человеческие существа имеют пять оболочек, которые сосуществуют в диапазоне от самой грубой до самой тонкой. Их называют панча коша (пять оболочек): аннамайя коша — физическая оболочка пранамайя коша — праническая оболочка маномайя коша — ментальная оболочка виджнянамайя коша — астральная или психическая оболочка анандамайя коша — оболочка блаженства
  47. Кумбхака — задержка дыхания в практике пранаямы и не только.
  48. Манас — рациональный ум, рассудок, рацио, способность мыслить, инструмент мышления. Манас часто понимается как «невысший», эмпирический ум, в отличие, от буддхи.
  49. Мандала — сакральное схематическое изображение в виде кругового дизайна, используемое в эзотерических практиках.
  50. Мантра — набор звуков, отдельных фонем, слов или группы слов на санскрите, которые, имеют резонансное (активируют зоны тела), психологическое, трансформирующее и духовное воздействия. Мантра — может применяться как формула почитания.
  51. Майя — собая энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений. Человек из-за своего неведения (см. Авидья) строит в уме ложное представление о существующем мире, которое  обеспечивается майей. Майя часто описывается как пелена, которая отделяет нас от реальной сути вещей. Майя ассоциируется с иллюзиями, чередой перемен, цепью страданий, и цель практика путём выяснения первопричин страдания освободиться от желаний, постичь высшее и выйти из бесконечного круговорота сансары.
  52. Мудра — в самом распространенном значении – символическое, ритуальное расположение кистей рук. Так же в йоге существуют не только положения рук, как мудры, но и положение тела, например йога-мудра, шактичелани-мудра, которые внешне похожи на асаны; положение глаз, например самбхави-мудра, языка — надхо-мудра, и даже ануса — ашвини-мудра.
  53. Натха — или Адинатх, имя Шивы,  означающее «владыка» или «мастер». Тех, кто почитают в Индии Шиву Адинатха, называют натхами. Натхи считаются основателями традиции йогинов, практикующими методы достижения освобождения (см. Мокша). Именно от натхов пошла известная ныне «хатха-йога». Стоит понимать, что изначальная хатха-йога имеет очень мало общего с современной. В Индии эта традиция натхов окончательно сформировалась с VII по XII вв. н. э., её основателем считается Горакшанатх, ученик Матсьендранатха.
  54. Нияма — Пять «обрядов», внутренних ритуалов человека. Вторая ступень йоги Патанджали. Шауча — чистота, как внешняя (чистоплотность), так и внутренняя (чистота ума). Сантоша — скромность, удовлетворённость настоящим, оптимизм. Тапас — самодисциплина, усердие в достижении духовной цели. Свадхья — познание, изучение духовной и научной литературы, формирование культуры мышления. Ишвара Пранидхана — принятие Ишвары (Бога) в качестве своей цели, единственного идеала в жизни.
  55. Нади — система каналов, по которым в соответствии с представлениями йоги движется жизненная энергия – прана. Имеются разные указания о количестве каналов Нади. Кшурика-упанишада, Хатха-йога-прадипика и Горакша-Паддхати называют 72 000 нади; Прапанчасара-тантра — 300 000; Шива-самхита — 350 000. Выделяют десять главных нади, три из которых считаются наиболее важными: ида, пингала и сушумна.Нади не являются нервными волокнами, лимфатическими сосудами, жёлчными каналами либо кровеносными сосудами, питающими ткани.
  56. Ом — сакральный звук, изначальная мантра, «слово силы». Часто интерпретируется как символ тримурти Божественной триады. Звук ом был первым проявлением не явленного ещё Брахмана, давшим начало воспринимаемой Вселенной , произошедшей от вибрации, вызванной этим звуком. Патанджали советует ученику повторять мантру Ом не формально или просто ради повторения или вырабатывания привычки, но с мыслями, направленными на его суть.
  57. Прамана — инструмент или источник получения достоверного знания.
  58. Парамаханса — «Величайший лебедь». Звание, присваемое великим гуру, или учителям философии йоги их последователями.
  59. Прана — представление о жизненной энергии, жизнь. В йоге считается, что прана пронизывает всю вселенную, хотя и невидима для глаз. В человеческом теле функционально проявлены пять видов энергий, или ветров жизненной силы. Главные Вайю (ветра), называемые Пранади: Прана движется постоянно в сердце Апана — в области ануса, Самана — в области пупа, Удана — в шее,Вьяна — проникает через всё тело.
  60. Пранаяма — регуляция дыхания. Четвертая ступень йоги Патанджали. Управление праной методом управления процессами вдоха и выдоха. Специфические дыхательные упражнения. Упражнения пранаямы применяются для очистки так называемого «тонкого тела» и нади от загрязнений, а также для накопления и преобразования жизненной энергии.
  61. Праджапати — божество, связанное с деторождением, с зачатием, это бог, породивший мир от своего семени. (см. связанное понятие Хираньягарбха).  Часто отождествляется с Брахмой.
  62. Пурака — буквально: «наполнение». Процесс вдоха в пранаяме (см. также связанное понятие Речака)
  63. Пракрити — буквально: причина, материя, природа — фундаментальное понятие означающее изначальную природу, материальную первопричину Вселенной. Считается женским основополагающим элементом, контактирующим с мужским элементом —духом (см. связанное понятие Пуруша). Развивается из мула-пракрити — непроявленной, потенциальной природы. В Аюрведе словом «пракрити» называют психосоматическую конституцию человека, данную ему от рождения, то есть его изначальную природу.
  64. Пуруша — множественное неподвижное мужское (духовное) космическое начало, «чистое сознание», созерцающее динамичное женское начало — пракрити – материя. Пуруша является вечной, безначальной и бесконечной. Ее основное свойство — отсутствие свойств. Однако Пуруша, созерцающий пракрити, склонен ошибочно идентифицировать себя с ней и с гунами.
  65. Раджа-йога — (см. синонимичное понятие Аштанга-йога) – система йоги Патанджали, так же известная как классическая йога, Йога-Даршан, считающая главной целью утвердить себя в качестве повелителя (раджа) всех своих умственных и телесных способностей и сил. Она нацелена на реализацию полной независимости от всех внешних влияний и обусловленностей. Базируется на йога-сутрах Патанджали.
  66. Раджас — или раджо-гуна, одна из гун материальной природы – гуна страсти или гуна деятельности. Сила, энергия, динамическая инерция, инерция движения.Раджас противопоставляется с одной стороны более низкому качеству тамас или тамо-гуны — качеству бездействия, тьмы, невежества и лени; а с другой стороны качеству саттвы или саттва-гуны, которое характеризуется чистотой, благочестием и умиротворённостью.
  67. Речака — буквально: «опустошение». Процесс выдоха в пранаяме (см. связанное понятие Пурака)
  68. Риши — буквально: “видящий”. Категория уважаемых мудрецов. Изначально так называли мудрецов, которым боги открыли веды, но так называют и многих других особо выдающихся провидцев, исторических лиц, прославившихся благочестием или мудростью, подвигами или писаниями.
  69. Саптариши — семь Риши – семеро мудрецов, сыновей бога Брахмы, рождённые из его ума. Семь Риши считаются творцами Вселенной и прародителями всех ныне живущих. По именам сапта-риши в индийской астрономии называются семь основных звёзд созвездия Большой Медведицы.
  70. Садхана — преданная духовная практика, представляющая собой набор средств или методов. В первую очередь: средства, обеспечивающие успех освобождению и обретению знания. Понятие садханы применяется также в смысле к применению любых методов, ведущих к приобретению психических способностей.
  71. Садхака — человек, посвятивший себя определенной Садхане (практике). Близко по значению к слову йогин.
  72. Самадхи — созерцание, благостная умственная собранность. Наиболее точно описывается по ощущению экстаза в момент, когда исчезает сама идея собственной индивидуальности и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого. Состояние созерцания внезапно возникает из медитации, когда течение мыслей приходит к своему естественному прекращению благодаря истощению запаса мыслей и идей; однако, состояние концентрации при этом продолжается и сопровождается возникновением интуитивной связи или восприятия. Восьмая и последняя ступень Йоги Патанджали. В йога-сутрах описываются несколько стадий самадхи: савитарка, нирвитарка, савичара, нирвичара, ананда и асмита. Также самадхи делится на два вида: один называется сампраджнята, а другой — асампраджнята.
  73. Саматва — уравновешенность. В «Бхагавад-Гите» говорится: «Саматва называется йогой.» Учению о том, что мудрый человек с одинаково ровным настроением воспринимает все разнообразие опыта и впечатлений, который ему приносит карма. Это предполагает полное отсутствие любых враждебных или недовольных ощущений и состояние разума, при котором человек способен увидеть доброе и полезное во всем и обрести лучшее, что возможно извлечь из любого опыта.
  74. Сансара — или самсара, круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных и обусловленных кармой. Причиной пребывания души в Сансаре является Авидья.  (см. связанное понятие Мокша). В традициях йоги описываются несколько путей достижения освобождения: посредством любви к Богу (см. Бхакти-йога), путём медитации (см. Раджа-йога), научившись отличать реальность от иллюзии посредством философского анализа (см. Джняна-йога) или путём правильного выполнения предписанной деятельности без привязанности к её плодам (см. Карма-йога).
  75. Сантоша — удовлетворенность. Один из пяти обрядов ниямы – вторй ступени йоги Патанджали. Полное довольство имеющимся, однако не блокирующее естественное развитие, так как поддержано остальными элементами Ниямы, например, Тапасом и Свадхьяей.
  76. Самскара — бессознательные впечатления. Происходит от сам — сумма и каара — творец, делатель. Буквально означает «сумма сделанного делателем». Термин обозначает отпечатки, оставленные в уме индивидуальным действиями или внешними обстоятельствами, и способные выявляться при любом благоприятном случае в будущем — даже в будущем рождении. Поэтому самскара означает зачатки наклонностей и импульсов из прошлого жизненного опыта и предыдущих рождений, которые должны развиться в этой или в следующих воплощениях. Самскара представляет собой привычку или влияние прошлого на настоящее. В результате накопления самскар формируются Васаны, которые в свою очередь производят колебание ума – Вритти.
  77. Саттва — гуна сущности, света, благости. Одна из трёх гун (качеств) природы (см. связанное понятие Пракрити) Среди трех гун саттва считается самым чистым и возвышенным качеством материальной природы. Означает также закон природы, порядок в ней.
  78. Сатчитананда – составное слово из трёх санскритских терминов – сат, чит, ананда, которые, соответственно, означают «бытие/правда», «сознание» и «блаженство». В философских школах веданты это понятие рассматривается как синоним трёх основных атрибутов Брахмана. С точки зрения йоги сатчитананда – это состояние, в котором энергетические потоки в теле находятся в полном равновесии. Это может случаться спонтанно и мимолётно, но через старательную практику духовных дисциплин, эти короткие периоды будут становиться продолжительней и практикующий в конце-концов сможет достичь состояния непрерывной сатчитананды. Признаками достижения этой стадии можно назвать следующие понятия: ананда (духовное блаженство), сантоша (удовлетворенность), шанти (умиротворение) и самадхи.
  79. Сатья — правдивость, воздержание от неправды. Вторая из Ям. Слово «сатья» означает истинность во всех ее проявлениях: поступках, мыслях и словах. Принцип Сатья при этом, контролируется и регулируется первой заповедью Ямы – Ахимса. Важность понятия Сатья часто иллюстрируется законом о том, что обманывающий других неизбежно приходит к самообману. Ложь в любой своей форме способна разрушить любые типы энергий — физическую, эмоциональную, духовную.
  80. Сиддхи — восемь сверхъестественных сил, возможностей, развитых благодаря духовным практикам. Сиддхами также называют великих йогинов. Обычно сиддхи являются «побочным продуктом» совершенной йогической практики и не являются целью. Духовные учителя предостерегают об опасности злоупотребления сиддхами. Все примеры можно свести к восьми классическим сиддхи (ашта-сиддхи):
    1. анима — умение становиться маленьким, как атом;
    2. махима — умение становиться бесконечно большим;
    3. лагхима — сверхлегкость, левитация;
    4. прапти — способность к расширению, вездесущности;
    5. пракамья — осуществление желаний;
    6. вашитва — управление природными силами;
    7. ишитва — превосходство над природой;
    8. кама-авасайитва — полная удовлетворенность.
  81. Сукха — счастье, наслаждение, радость, удовольствие, комфорт.
  82. Сатсанг — собрание людей вокруг просветленного человека, гуру, с целью услышать истину, говорить о ней и усваивать её.
  83. Стхити — свойство сохранения, стабильность.
  84. Самастхити – второе название Тадасаны, позы скалы, обозначающее выраженное ею качество стабильности, устойчивости, покоя, выравнивания.
  85. Сутра — буквально: нить. Лаконичное высказывание. В виде сутр были изложены почти все религиозно-философские учения в Индии. Язык сутры характеризуется образностью и афористичностью. Жанр и способ передачи идей до возникновения письменности. Сутры заучивали, повторяли.
  86. Тамас — одна из гун материальной природы (см. связанное понятие Пракрити) означающая энергию покоя, упадка, невежества. Основными характеристиками тамаса являются: тьма, смерть, разрушение, невежество, лень, безумие. Тамас при этом является качество, сохраняющим предметы неизменными во времени. В человеке она проявляется в форме вялости или лености тела, апатичности эмоций и предубежденности разума или предрассудках. Так же в виде отдыха, сна. Термин «тамас» применяется ко всему, что демонстрирует преобладание инерции, покоя. Как и любая гуна обладает градациями, стадиями и не может быть оценена однозначно, однако тамас считается самой негативной, или низшей гуной материальной природы.
  87. Тапас — тепло, жар, аскеза. В символическом виде может пониматься как «горение устремлением к достижению цели, «стремление освободиться от оков невежества”. Тапас означает очищение и трансформацию своей природы, процесс разотождествления сознания с материальными объектами. Степень реализации понятия зависит от практикующего. Тапас является частью Ниям – второй ступени йоги Патанджали и обеспечивает упорную практику, стремление к духовному развитию. Тапас связан с практиками аскетизма. Существуют также радикальные формы тапаса, такие как длительное стояние на одной ноге или же в воде по пояс, чтение джапы в больших количествах, простирание с мантрой вокруг святого места, практика молчания и другие.
  88. Тримурти —  триада, объединяющая трёх главных божеств индуистского пантеона (Брахму-Создателя, Вишну-Хранителя и Шиву-Разрушителя) в единое целое, представляющее собой духовное начало — Брахмана.
  89. Упанишады — древнеиндийские религиозно-философские трактаты, являющиеся частью Вед. В них в основном излагаются философские концепции, рассуждения о медитации и природа Бога. Считается, что в Упанишадах изложена основная суть Вед — поэтому их также называют веданта (конец, завершение Вед). В Упанишадах содержится первое и наиболее полное объяснение слога «Ом» как трансцендентного, космического звука, который является основой всего бытия. В Упанишадах также впервые упоминается мантра «Ом шанти шанти шанти», которая является призывом к спокойствию и вечному миру.
  90. Хатха-йога — форма йоги, выраженная в дисциплинах тренировки и упражнений тела. Слово «хатха» переводится с санскрита как «усилие», «насилие», «натуга», «интенсивность». Часто хатха-йога рассматривается как необходимое для остановки колебаний ума вступление и дальнейшая помощь раджа-йоге, дисциплине воспитания разума. Это направление йоги, сформированное в X—XI веке Матсьендранатхом, и, в большей степени, его учеником Горакшанатхом. Практики хатха-йоги включают в себя шаткармы, асаны, бандхи, мудры, пранаямы. Во всех практиках есть элементы работы с сознанием (концентрация внимания, осознанное восприятие). Также для практикующего предписывается соблюдение этического кодекса – Ям и Ниям.
  91. Хираньягарбха — «золотой зародыш», плававший в космических водах первичного океана и давший начало жизни.
  92. Чакра — буквально: колесо. Психоэнергетический центр в тонком теле человека, место пересечения каналов нади, по которым протекает прана.
  93. Читта Вритти Ниродха — фраза, взятая из Йога сутр Патанджали, вторая сутра первого раздела этого текста. Остановка движений сознания: управление (ниродха) колебания (вритти) в сознании (читта). Может восприниматься на разных уровнях – от остановки мыслей, до выхода из обусловленностей и полного освобождения.
  94. Шива — индуистское божество, вместе с Брахмой и Вишну входит в божественную триаду тримурти в качестве разрушительного начала вселенной. Шива олицетворяет собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной (Пуруша), противоположное Шакти, динамичному женскому началу вселенной. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. В индуизме имеет эпитет Махадев, что переводится как величайший из богов (девов). Пять божественных ролей Шивы: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати.
  95. Шауча — первая из Ниям – духовных принципов. Чистота, как внешняя (чистоплотность), так и внутренняя (чистота ума). Шауча рассматривается на трех уровнях: 1) Чистота тела – осуществляется практика крий, асан, пранаям; гигиена, ношение чистой одежды, чистота пищи, поддержание жилища в чистоте и порядке. 2) Чистота речи. Это соблюдение норм языка, хорошая дикция и нравственность высказываний. 3) Чистота мыслей. Это отсутствие отрицательных эмоций, таких как ненависть, гнев, страх, гордыня, алчность и т.д.
  96. Шаткарма — общее название очистительных практик для тела, применяемых в хатха-йоге.
  97. Шанти — мир, покой, гармония.
  98. Экаграта — однонаправленность ума, концентрация. Понятие означает состояние фиксации внимания на единственной точке или объекте.
  99. Экадаши — одиннадцатый день после полнолуния и новолуния каждого лунного месяца. Дни экадаши считаются особо благоприятными для совершения аскезы. В дни экадаши постятся либо полностью, либо только без зернобобовых продуктов.
  100. Юга — одно из делений времени, эра. Называются 4 Юги: Сатья (или Крита), Трета, Двапара и Кали. Индуизм называет маха-югой четыре юги, сменяющие друг друга циклически в указанной последовательности: Сатья-юга или Крита-юга, Трета-юга, Двапара-юга, Кали-юга. В каждой последующей из юг внутри цикла понимание истины и нравственность уменьшаются, а невежество растёт. Существуют две разные теории о продолжительности юг.
  101. Яма — этические ограничения или универсальные моральные заповеди. Являются общемировыми, общечеловеческими и вневременными, а не выражено йогическими или индуистскими. Яма — первая ступень йоги, описанная в Йога-сутрах Патанджали и других текстах. Согласно Йога-сутрам Патанджали «яма» включает пять основных принципов:
    • ахимса — ненасилие,
    • сатья — правдивость,
    • астея — неприсвоение чужого,
    • брахмачарья — воздержание; внутренняя собранность, нераспущенность,
    • апариграха — нестяжательство (неприятие даров), ненакопительство, непривязанность.

Во многих других писаниях (например, в Шандилья-упанишаде, Сиддха-сиддханта паддхати, Хатха-йога-прадипика) упоминаются десять принципов Ямы:

  • ахимса,
  • сатья,
  • астея,
  • брахмачарья,
  • кшама — милосердие, прощение, терпение,
  • дхрити — стойкость,
  • дайя — сострадание,
  • арджава — честность, прямодушие,
  • митахара — умеренный аппетит,
  • шауча — чистота.

Хотите проверить свое знание терминов йоги на санскрите?

Пройдите наш увлекательный тест!

Welcome to your Sanskrit terms glossary

Абхьяса и вайрагья, это…

"Асана" в переводе с санскрита означает…

Как на санскрите называются вдох и выдох в пранаяме?

Дришти в практике йоги означает:

Известный духовно-философский трактат "Бхагават Гита" является частью эпоса…

Экаграта, это…

Как переводятся составные части термина "сатчитананда"?

Божественное Тримурти в Индуизме состоит из:

Принцип Сантоша учит нас удовлетворенности, а как называется внутренний огонь, энергия, обеспечивающие в нас стремление к развитию?

Как ваше имя?
Пожалуйста, сообщите свой мейл и мы напишем вам о новых интересных статьях
error: Содержимое защищено.

By continuing to use the site, you agree to the use of cookies. more information

The cookie settings on this website are set to "allow cookies" to give you the best browsing experience possible. If you continue to use this website without changing your cookie settings or you click "Accept" below then you are consenting to this.

Close