Йога-знание

101 санскритский термин. Часть 1

Рекомендации

Предлагаем вам самый полный словарь санскритских терминов,

важных для понимания всех аспектов йоги.

Каждый термин имеет краткое объяснение.

Понимание этих терминов поможет вам расширить восприятие знания йоги.

  1. Абхьяса — Упорная и воодушевленная практика практика (см. так же связанное понятие Вайрагья)
  2. Аватара — Нисхождение божества на землю, его воплощение, проявление в человеческом облике.
  3. Ананда — Блаженство, радость. Качество чистого сознания, являющееся ключевым качеством Реальности.
  4. Асана — Слово имеет несколько значений. Место для сидения в медитации, в обучении. Коврик, подстилка для сидения. Скатерть для установки божеств. Поза, физическое упражнение.
  5. Астея — Нестяжательство. Третье из воздержаний Ямы – первой ступени йоги Патанджали. Распространяется на действия, мысли, идеи и любые концепции.
  6. Ахамкара — эго, чувство «я», представление о собственном «я», самосознание. То, что создает в человеке ощущение уникальности, индивидуальности, восприятие себя как личности. Такие ощущения являются результатом того, что посредством ахамкары духовное «я» человека отождествляется с различными объектами, а также физическими и умственными явлениями.
  7. Ахимса — Ненасилие. Первое воздержание Ямы – первой ступени йоги Патанджали – непричинение вреда. Стремление и старание жить и действовать таким образом, чтобы приносить добро и не причинять вред другим существам. Ненасилие не только в действиях, но и в речи и мыслях. Концепция ахимсы является всеобъемлющей и управляющей всеми остальными принципами.
  8. Ашрам (ашрама) — Уединенная обитель, жилище людей, посвятивших свою жизнь духовной практике. Место, в котором учитель живет вместе со своими учениками. Так же стадия жизни (Брахмачарья, Грихастха, Ванапрастха, Саньяса)
  9. Аштанга-йога — Восьмиступенчатая система йоги Патанджали, сформулированная и изучаемая по Йога-Сутрам Патанджали. Состаящая из моральных дисциплин – Яма, самоограничений и техник очищения – Нияма, физических упражнений – Асана, дыхательных упражнений – Пранаяма, контроля чувств – Пратьяхара, концентрации – Дхарана, медитаций – Дхьяна. Финальная восьмая ступень – Самадхи – освобождение.
  10. Атман — вечная, неизменная духовная сущность, абсолют, осознающий своё собственное существование. Термин используется для описания высшего Я человека и всех живых существ. В качестве высшего субъективного начала, «абсолютного сознания», Атман соотносится с верховным объективным принципом, «абсолютным бытием» — Брахман – в предельном случае отождествляясь с ним.
  11. Авидья — неведение, невежество – источник любого страдания (Дукха). Синоним – Аджнана.
  12. Асмита — одно из омрачений (см. Клеша), происходящее из невежества. Ошибочное отождествление своего эго с истинным “Я”, то есть с необусловленной душой. Понятие разбирается в Йога-сутрах Патанджали.
  13. Аюрведа — наука о жизни. Традиционная система медицины Индии.
  14. Бандха — буквальное значение “замок”. Энергетический замок, выполнение которого позволяет удерживать энергетические потоки праны внутри определенных областей тела человека. Существует три основных замка: джаландхара бандха (горловой замок), уддияна бандха (средний, брюшной замок) и мула бандха (нижний, корневой замок). Сочетание всех трех замков называется Маха-бандха – великий замок.
  15. Брахма — аспект Божественного Единства, или Бога, который ответственен за акты творения, создания. Отвечает за энергию возрождения и сохранения материальной стороны всех вещей. Устойчивость и постоянство мира обеспечивается вечнопроявленной силой и деятельностью Брахмы. Наряду с Вишну и Шивой является одним из богов Тримурти (см. Тримурти).
  16. Брахман — понятие, обозначающее надличностный, индифферентный абсолют, «душу мира», первооснову всех вещей и феноменов. Целью ведантистской йоги является воссоединение с этой сущностью. Брахману не может быть дано никакое конструктивное и позитивное определение, дать ему характеристику можно только через отрицание: он бесконечный, неизменный, неподвижный. Он описывается как бескачественный (ниргуна) – не подверженным качествам материальной природы – гунам.
  17. Брахмачарья — Целомудренное поведение. Четвертая форма воздержания первой ступени йоги Патанджали – Яма. Это понятие относится к воздержанию от сексуальных актов и подавлению полового влечения. Однако, в соответствии с общей идеей о том, что во время ученичества человек должен воздерживаться не только от сексуальности, но и от любых проявлений потворства чувственным страстям, направленным на услаждение органов восприятия, а также в соответствии с остальными четырьмя формами воздержания, которые должны восприниматься в их самом широком смысле, принцип брахмачарья можно описать как поведение, отстраненное от чувственности вообще и накопление ценной внутренней энергии – Оджаса. Так же Брахмачарья – это первый Ашрам (период жизни человека) – ученичество.
  18. Брахмин — Член высшей касты (см. Варна) индуистского общества. Духовные наставники, жрецы, выполняющие ритуалы. Исторически брахманы были жрецами, а также учителями, монахами, учёными; в эпоху феодализма большинство представителей брахманов были уже судьями, чиновниками, землевладельцами.
  19. Буддхи — Пробужденность, мудрость отличная от простого знания. Буддхи представляет собой глубокое знание истинной природы. Предельная осознанность жизни и нас самих, и всех окружающих нас существ.
  20. «Бхагавад Гита» — “Божественная песнь” – великое писание Индии, часть эпоса Махабхарата. Этот текст описывает как божественно просветленный духовный учитель Кришна, излагает учение йоги – искусства одухотворенной и праведной жизни выдающейся личности из касты воинов – Арджуне. Произведение состоит из восемнадцати глав, каждая из которых относится к определенной сфере человеческой жизни. “Бхагават Гита” описывает все аспекты практики йоги: Карма-йога (путь действия, долга, без привязанности к результатам труда), Бхакти-йога (путь духовной и эмоциональной преданности), Санкхья-йога (путь познания природы вещей и принципов мироздания)
  21. Бхакти — Вера, преданность. В первом своем значении понимается как вера в Бога, любовная привязанность к Богу как к источнику всего доброго, как к верховной Щедрости и Добру. При созерцании этой доброты возникает поклонение, чувство взаимосвязи и единства с Добром, которая простирается далеко за пределы той осознанной привязанности, дружбы и любви, которая связывает нас с другими человеческими существами, развиваясь до подлинного осознания Божественного.
  22. Бхакти-йога — культивация любви к Богу посредством служения ему с любовью и преданностью.
  23. Варна — четыре основных сословия индийского общества.
  • Брахманы — духовные наставники, жрецы, учёные.
  • Кшатрии — влиятельные воины, цари.
  • Вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы.
  • Шудры — слуги, наёмные рабочие.
24. Васана — проявившиеся или потенциальные желания, привычки, основные склонности характера. Практика йоги направлена на преодоление варан всеми силами. Когда высшие силы человеческой души (мышление и любовь) не проявляют склонности к каким-либо предметам или действиям, страсти остаются в молчании, подобно телу, пребывающему в покое. (см. также Самскара, Клеша)
25. Вайрагья — отречение, отрешенность, непривязанность к процессу или результату. Слово вайрагья образуется при соединении вай — «высыхать, высушивать» + рага — «цвет, страсть, чувства, эмоции, интерес». Концепция вайрагьи описывается в Йога Сутрах Патанджали, где наряду с абхьясой (практикой) вайрагья объявляется ключом к управлению умом. Вайрагья упоминается в Бхагават Гите, где говорится, что с помощью вайрагьи возможно поставить под контроль беспокойный ум. (см. связанное понятие Абхьяса)
26. «Веды» — величайшие священные тексты, первичный источник религий Индии. Наиболее мистические ее части, особенно «Упанишады», стали основой джняна-йоги веданты, а также источником вдохновения в бхакти-йоге.
27. Вишну — в индуистской мифологии наряду с Брахмой и Шивой является одним из богов Тримурти, где выполняет функции охранителя мироздания. После того, как Брахма сотворил мир, он узрел его безжизненным и недвижным, и стал молиться, взывая о помощи, после чего в мир вошел Вишну («виш» — «входить») и наполнил его жизнью. Эта жизнь воплотилась в форме великого множества существ, относящихся к разумной стороне Проявленности, пребывающих на пути прогресса к своему совершенству. Разум, помещенный в условия времени, вызвал к возникновению изменение и движение. Таким образом, Вишну представляет собой принцип способности к формированию, восприятию идей.
28. Вритти — буквально: «водоворот». Колебания сознания, модификации ума, связанные с эмоциональной вовлечённостью в какие-либо ситуации. Вритти — это ситуации омрачения разума, на преодоление которых направлена практика йоги. Как водовороты и круги на воде, однажды созданные колебания сознания поддерживают и создают сами себя.
29. Гуру — буквально: достойный, великий, важный, тяжелый, утвердившийся в истине, непоколебимый, учитель, мастер — духовный наставник, учитель.
30. Гуна — качество материальной природы, свойство. Три основных начала материальной природы, три режима деятельности, обуславливающие живые существа. Гуны определяют образ жизни, мышление и деятельность души, которую они обусловливают.
31. Даршана — взгляд, воззрение, точка зрения, интуиция, прозрение, лицезрение, учение, философия. Даршанами в современном восприятии называют религиозно-философские учения, школы. Например, йога-даршан.
32. Дашаватара — десять основных аватар Вишну.
33. Двеша — антипатия, неприятие, отвращение (см. также парный термин “Рага”)
34. Джапа — техника концентрации, повторение эмоции или идеи, подкрепленное словом, мантрой. При выполнении джапа слова могут проговариваться вслух, шепотом или просто в уме.
35. Джива — духовное, вечное живое существо, отдельная душа. В «Бхагават-Гите» джива описывается как неизменная, вечная и неразрушимая. Она не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерождённая, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело. Джива не принадлежит к материальному миру, а имеет «духовную» природу. В процессе реинкарнации, после физической смерти тела, джива, в зависимости от своей кармы и индивидуальных желаний, принимает новое материальное тело.
36. Джнана-йога — вид йоги, который ведёт человека к истине посредством изменения и развития его знаний о самом себе и об окружающем мире. Йога интеллектуального пути. Она освобождает человеческий ум от авидьи – невежества, от оков иллюзорной концепции мира, направляет его к истинному знанию, демонстрирует основные законы вселенной.
37. Дришти — точка фиксации взгляда и внимания в теле или пространстве при выполнении асан и виньяс.
38. Дхарана — концентрация, полное внимание разума, направленное на какой-либо объект или мысль. Шестая из восьми ступеней Йоги Патанджали. Сужение области внимания, фокусирование умственной силы. Практика концентрации заключается в применении воли к выполнению того, что обычно происходит с нами неосознанно. Во время концентрации человек останавливает поток мыслей, уделяя внимания только одному объекту.
39. Дхарма — совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар — «держать, поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия». Дхарма означает обязанности по отношению к себе и честность перед собой.
40. Дхьяна — близкий, но не точный термин – медитация. Седьмая ступень Йоги Патанджали. Дхьяна представляет собой наполненное течение мыслей, имеющее характер концентрации — усилие концентрации при этом исчезает, но сосредоточение остается в форме установленного в течение определенного периода времени режима воли. Дхьяна приводит к «успокоению сознания», а в последующем к полной остановке на некоторое время любой психической активности.
41. Карма — буквально: «действие, поступок». Вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансара, и используется в основном для понимания связей как в рамках одного воплощения, так и выходящих за пределы одного существования. Закон кармы осуществляет реализацию последствий действий человека, как положительного, так и отрицательного характера, и, таким образом, делает человека ответственным за свою жизнь, за все те страдания и наслаждения, которые она ему приносит. Результаты, или «плоды кармы», называют карма-пхала. Деятельность, совершаемая человеком в освобождённом состоянии мокши, не производит плохой или хорошей кармы.
42. Кайвалья — (синоним Мокша, Мукти) – освобождение из круговорота рождений и смертей (см. Сансара) и всех страданий и ограничений материального существования. Осознание индивидом своего тождества с Брахманом, который есть блаженство (см. Ананда).
43. Карма-йога — Йога действия; карма-йога основана на учении «Бхагавад-Гиты» и её основной смысл состоит в выполнении предписанных обязанностей (см. Дхарма) без привязанности к плодам труда. В результате такой деятельности становится возможным обретение Мокши (освобождения) и Бхакти (любви к Богу). Это происходит посредством выполнения предписанных обязанностей без эгоистических мотивов и ориентировки на результат с единственной целью удовлетворения Бога.
44. Кама — чувственное удовлетворение, наслаждения, вожделение, страсть. В индуизме кама является одной из четырёх пурушартх — целей человеческой жизни, среди которых она находится на самой низшей ступени, ниже мирского статуса артха — материального благополучия. Это объясняется тем, что кама, в отличие от трёх других пурушартх — артха, дхарма, мокша — доступна даже животным, которые подобно людям ищут физических наслаждений.
45. Клеша — страдание, бедствие. Омрачение сознания, его загрязнение. Этим понятием обозначают эмоциональную окрашенность восприятия мира эгоцентрированным сознанием, мешающую ощущать мир таким, какой он есть в действительности. Состав клеш, их трактовка различны в индуизме и буддизме. Базовыми считаются неведение, привязанность, гнев и страх смерти.
46. Коша — оболочка покрывающая «дух», «высшее Я» и ограничивающая уровни человеческого сознания. Упоминаются в Упанишадах. Человеческие существа имеют пять оболочек, которые сосуществуют в диапазоне от самой грубой до самой тонкой. Их называют панча коша (пять оболочек): аннамайя коша — физическая оболочка пранамайя коша — праническая оболочка маномайя коша — ментальная оболочка виджнянамайя коша — астральная или психическая оболочка анандамайя коша — оболочка блаженства
47. Кумбхака — задержка дыхания в практике пранаямы и не только.
48. Манас — рациональный ум, рассудок, рацио, способность мыслить, инструмент мышления. Манас часто понимается как «невысший», эмпирический ум, в отличие, от буддхи.
49. Мандала — сакральное схематическое изображение в виде кругового дизайна, используемое в эзотерических практиках.
50. Мантра — набор звуков, отдельных фонем, слов или группы слов на санскрите, которые, имеют резонансное (активируют зоны тела), психологическое, трансформирующее и духовное воздействия. Мантра — может применяться как формула почитания.
51. Майя — собая энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений. Человек из-за своего неведения (см. Авидья) строит в уме ложное представление о существующем мире, которое обеспечивается майей. Майя часто описывается как пелена, которая отделяет нас от реальной сути вещей. Майя ассоциируется с иллюзиями, чередой перемен, цепью страданий, и цель практика путём выяснения первопричин страдания освободиться от желаний, постичь высшее и выйти из бесконечного круговорота сансары.
52. Мудра — в самом распространенном значении – символическое, ритуальное расположение кистей рук. Так же в йоге существуют не только положения рук, как мудры, но и положение тела, например йога-мудра, шактичелани-мудра, которые внешне похожи на асаны; положение глаз, например самбхави-мудра, языка — надхо-мудра, и даже ануса — ашвини-мудра.
53. Натха — или Адинатх, имя Шивы,  означающее «владыка» или «мастер». Тех, кто почитают в Индии Шиву Адинатха, называют натхами. Натхи считаются основателями традиции йогинов, практикующими методы достижения освобождения (см. Мокша). Именно от натхов пошла известная ныне «хатха-йога». Стоит понимать, что изначальная хатха-йога имеет очень мало общего с современной. В Индии эта традиция натхов окончательно сформировалась с VII по XII вв. н. э., её основателем считается Горакшанатх, ученик Матсьендранатха.
54. Нияма — Пять «обрядов», внутренних ритуалов человека. Вторая ступень йоги Патанджали. Шауча — чистота, как внешняя (чистоплотность), так и внутренняя (чистота ума). Сантоша — скромность, удовлетворённость настоящим, оптимизм. Тапас — самодисциплина, усердие в достижении духовной цели. Свадхья — познание, изучение духовной и научной литературы, формирование культуры мышления. Ишвара Пранидхана — принятие Ишвары (Бога) в качестве своей цели, единственного идеала в жизни.
55. Нади — система каналов, по которым в соответствии с представлениями йоги движется жизненная энергия – прана. Имеются разные указания о количестве каналов Нади. Кшурика-упанишада, Хатха-йога-прадипика и Горакша-Паддхати называют 72 000 нади; Прапанчасара-тантра — 300 000; Шива-самхита — 350 000. Выделяют десять главных нади, три из которых считаются наиболее важными: ида, пингала и сушумна.Нади не являются нервными волокнами, лимфатическими сосудами, жёлчными каналами либо кровеносными сосудами, питающими ткани.
56. Ом — сакральный звук, изначальная мантра, «слово силы». Часто интерпретируется как символ тримурти Божественной триады. Звук ом был первым проявлением не явленного ещё Брахмана, давшим начало воспринимаемой Вселенной , произошедшей от вибрации, вызванной этим звуком. Патанджали советует ученику повторять мантру Ом не формально или просто ради повторения или вырабатывания привычки, но с мыслями, направленными на его суть.
57. Прамана — инструмент или источник получения достоверного знания.
58. Парамаханса — «Величайший лебедь». Звание, присваемое великим гуру, или учителям философии йоги их последователями.
59. Прана — представление о жизненной энергии, жизнь. В йоге считается, что прана пронизывает всю вселенную, хотя и невидима для глаз. В человеческом теле функционально проявлены пять видов энергий, или ветров жизненной силы. Главные Вайю (ветра), называемые Пранади: Прана движется постоянно в сердце Апана — в области ануса, Самана — в области пупа, Удана — в шее,Вьяна — проникает через всё тело.
60. Пранаяма — регуляция дыхания. Четвертая ступень йоги Патанджали. Управление праной методом управления процессами вдоха и выдоха. Специфические дыхательные упражнения. Упражнения пранаямы применяются для очистки так называемого «тонкого тела» и нади от загрязнений, а также для накопления и преобразования жизненной энергии.
61. Праджапати — божество, связанное с деторождением, с зачатием, это бог, породивший мир от своего семени. (см. связанное понятие Хираньягарбха). Часто отождествляется с Брахмой.
62. Пурака — буквально: «наполнение». Процесс вдоха в пранаяме (см. также связанное понятие Речака)
63. Пракрити — буквально: причина, материя, природа — фундаментальное понятие означающее изначальную природу, материальную первопричину Вселенной. Считается женским основополагающим элементом, контактирующим с мужским элементом —духом (см. связанное понятие Пуруша). Развивается из мула-пракрити — непроявленной, потенциальной природы. В Аюрведе словом «пракрити» называют психосоматическую конституцию человека, данную ему от рождения, то есть его изначальную природу.
64. Пуруша — множественное неподвижное мужское (духовное) космическое начало, «чистое сознание», созерцающее динамичное женское начало — пракрити – материя. Пуруша является вечной, безначальной и бесконечной. Ее основное свойство — отсутствие свойств. Однако Пуруша, созерцающий пракрити, склонен ошибочно идентифицировать себя с ней и с гунами.
65. Раджа-йога — (см. синонимичное понятие Аштанга-йога) – система йоги Патанджали, так же известная как классическая йога, Йога-Даршан, считающая главной целью утвердить себя в качестве повелителя (раджа) всех своих умственных и телесных способностей и сил. Она нацелена на реализацию полной независимости от всех внешних влияний и обусловленностей. Базируется на йога-сутрах Патанджали.
66. Раджас — или раджо-гуна, одна из гун материальной природы – гуна страсти или гуна деятельности. Сила, энергия, динамическая инерция, инерция движения.Раджас противопоставляется с одной стороны более низкому качеству тамас или тамо-гуны — качеству бездействия, тьмы, невежества и лени; а с другой стороны качеству саттвы или саттва-гуны, которое характеризуется чистотой, благочестием и умиротворённостью.
67. Речака — буквально: «опустошение». Процесс выдоха в пранаяме (см. связанное понятие Пурака)
68. Риши — буквально: “видящий”. Категория уважаемых мудрецов. Изначально так называли мудрецов, которым боги открыли веды, но так называют и многих других особо выдающихся провидцев, исторических лиц, прославившихся благочестием или мудростью, подвигами или писаниями.
69. Саптариши — семь Риши – семеро мудрецов, сыновей бога Брахмы, рождённые из его ума. Семь Риши считаются творцами Вселенной и прародителями всех ныне живущих. По именам сапта-риши в индийской астрономии называются семь основных звёзд созвездия Большой Медведицы.
70. Садхана — преданная духовная практика, представляющая собой набор средств или методов. В первую очередь: средства, обеспечивающие успех освобождению и обретению знания. Понятие садханы применяется также в смысле к применению любых методов, ведущих к приобретению психических способностей.
71. Садхака — человек, посвятивший себя определенной Садхане (практике). Близко по значению к слову йогин.
72. Самадхи — созерцание, благостная умственная собранность. Наиболее точно описывается по ощущению экстаза в момент, когда исчезает сама идея собственной индивидуальности и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого. Состояние созерцания внезапно возникает из медитации, когда течение мыслей приходит к своему естественному прекращению благодаря истощению запаса мыслей и идей; однако, состояние концентрации при этом продолжается и сопровождается возникновением интуитивной связи или восприятия. Восьмая и последняя ступень Йоги Патанджали. В йога-сутрах описываются несколько стадий самадхи: савитарка, нирвитарка, савичара, нирвичара, ананда и асмита. Также самадхи делится на два вида: один называется сампраджнята, а другой — асампраджнята.