Хатха йога — понятие очень обширное. Это один из множества методов духовного развития, посредством познания и развития физического тела. Согласно легенде, бог Шива открыл и познал в медитации тайны йоги и передал их людям для развития, как средство для постижения истины и избавления от иллюзий. С точки зрения физиологии, хатха-йога — это способ найти контакт с собственным телом, договорится с ним о взаимодействии. Это такая тренировка тела, которая, сдавливая, растягивая, скручивая, напрягая и расслабляя мышцы, затрагивает все системы организма. Хатха-йога состоит из трех основных элементов – асаны (йогические позы), пранаямы (дыхательные практики), медитации. Асаны могут выполняться в статическом и динамическом режиме. Первым мастером хатха-йоги называют Сватвараму, жившего в Индии в XV и XVI веках, который на основе имевшихся тогда знаний и практик создал «Хатха-йога-прадипику» — работу, которая описывает главные принципы йоги. Наравне с ней, классическими текстами по хатха-йоге считаются Йога-сутры Патанджали, Шива-самхита, Гхеранда-самхита и другие.
Как переводится “Хатха-йога”?
«Йога» (санскр.) — упряжка, сбруя, узда; средство; связь; выигрыш; работа, усердие, сосредоточение, размышление, созерцание; правило; согласование, управление, контроль (и это еще далеко не все варианты перевода). «Хатха» (санскр.) — сила, мощь; усилие, напряжение, усилие, принуждение, необходимость. По определению Патанджали, йога — это состояние сознания, свободное от неконтролируемых колебаний ума (чувств, мыслей, эмоций, желаний). Таким образом, сочетание «Хатха йога» можно понимать как “активная работа с телом, которая позволяет вывести сознание на более высокий уровень.
Йога с точки зрения физиологии
Хатха йога — это физическая гимнастика, развивающая и тело в целом, и систему сигналов между частями тела и «центром управления» (мозгом). Практикующий асаны, начинает лучше осознавать свое тело, чувствовать его более детально, “находить” в себе части тела, которые раньше не мог почувствовать. С течением жизни сигнальная система управляющая организмом закостеневает, перестает быть детальной, я наблюдаю как множество учеников элементарно не могут понять где у них в теле находиться, например, плечо. Несколько месяцев последовательных тренировок — и мозг заново отыщет и плечи, и почки, и селезенку, не говоря уже о бицепсе и трицепсе. С развитием внутреннего внимания, самым естественным образом восстанавливаются процессы питания и очищения органов, что ведет к их оздоровлению. Приобретая способность концентрировать внимание, человек становится способным распознавать в теле движение и более тонких энергий. И даже учится осознано управлять этими процессами, используя не только асаны, но и дыхательные техники – «пранаямы»: «прана» – «сила», «яма» – «контроль». Внимание практикующего переключается на внутреннее пространство и внутренние ощущения. И в последствии возникает возможность вовсе «отключить» восприятие от внешних раздражителей, сконцентрировавшись на созерцание себя. В этот момент человек осознает себя единым, целостным и бесконечным существом, не ограниченным ни пространством, ни временем.
Почему в йоге важен учитель?
Упражнения йоги оказывают мощное воздействие на все тело целиком. Эффект каждой асаны может быть как полезным, так и разрушительным — при некорректной практике. Книги по йоге, безусловно, являются необходимым элементом изучения этой древней традиции, но перенимать тонкости йоги, хотя бы в начале, рекомендуется лично у того, кто уже в ней достиг определенных результатов. Именно так традиции йогов передавались от мастера к ученику с древности до наших дней. Хотя стоит упомянуть, что из тех, кто, не имея гуру, экспериментировал на себе, порой ломая и, но всегда возрождая себя заново, получались самые значительные фигуры в мире йоги наших дней.
Какой самый подходящий возраст начать заниматься йогой (асаны)?
Хатха-йогой можно начинать заниматься в любом возрасте, в любом месте, в любой момент жизни. Практика меняется в течение жизни, да и даже в течение дня, отвечая необходимостям и задачам конкретного человека в конкретный момент.
“Самое важное в занятиях йогой – не техника дыхания, знание асан или гибкость суставов. Самое важное – это расстелить коврик и начать заниматься.“ – Б.К.С. Айенгар.