Йога-знание

4 Пути Йоги Великие пути, ведущие к освобождению

Философские учения Индии сообщают нам, что существует пять причин страданий:
  1. Авидья – невежество, неведение
  2. Рага – привязанность, жажда удовольствий
  3. Двеша – отвращение, стремление избежать страданий
  4. Асмита – идентификация себя с Эго
  5. Абхинивеша – страх смерти
Каждое из этих омрачений – клеш – имеет различную степень выраженности у каждого, хотя бы в скрытом состоянии проявляясь у любого воплощенного в физическом теле в материальном мире. У глубоких практиков омрачения могут быть тонкими и контролируемыми. Обычные люди в повседневной жизни могут провести всю жизнь колеблясь от одного к другому. Практика йоги ставит своей целью ослабление действия этих омрачений и выход за их влияние. Йога так же учит нас уникальности каждого человека, давая возможность каждому истинно желающему найти свой путь к свободе, покою и истинному счастью.
В современном мире мы привыкли рассматривать йогу исключительно как метод развития физического тела, изредка принимая во внимание, что в традиционном учении есть и какие-то этические аспекты. Однако учение йоги распространяется гораздо шире физического аспекта и многие йогины в жизни не практиковали асаны.
Кто же такой йогин? Тот, кто следует одному из четырех путей йоги.
В своей жизни мы можем действовать, думать, чувствовать или не делать ничего. Действовать – это Карма Йога. Думать – Гьяна Йога. Чувствовать – Бхакти Йога. И совершенно ничего не совершать – Самадхи, финальная ступень Раджа Йоги и всех путей йоги.
1. Бхакти-йога  – йога любовной преданности, полной самоотдачи Божественному. Божественное может проявиться в облике личностного аспекта – любой Божественной Личности или в виде Гуру, семьи, личных концепций, однако сама практика Бхакти-йоги основана на эмоциональной привязанности, вовлеченном служении тому, что практик принимает как Божественное.
В наше время хаоса и разрозненности, многими трактатами путь Бхакти йоги назван самым легким и эффективным, однако он требует полной вовлеченности, играть в любовь никогда не получается. Практиковать Бхакти-йогу может любой, независимо от возраста, происхождения или физического состояния. Путь Бхакти – безусловной божественной любви – растворяет ненависть, агрессию, зависть, ревность, эгоизм и гордыню.

Быть влюбленным в кого-то создает раздельность,

Бхакти учит нас быть самой любовью, быть утопленным, растворенным в Любви.

Основные проявления Бхакти-йогина:
  • Проявляет себя в преданном служении, заботе, искренной любви
  • Видит Божественное в каждом
  • Почитает и уважает все живое
  • Видит проявления Божественного в повседневном
  • Очищает сознание через Преданность
  • Чист в делах, словах, мыслях
  • Сдается на милость Божественному
  • Открыт каждому, заботится о каждом
Люди часто говорят, что им не хватает времени на духовную практику, так как все их время занимают семейные обязательства. Бхакти заключается в том, чтобы вознести служение семье на уровень практики. В сознании Бхакти йогина все привязанности растворяются и остается лишь всепоглощающая любовь к Божественному – единственная привязанность, которая освобождает, а не ограничивает. Бхакти – это путь к тому, чтобы найти покой в Божественном.
Бхакти включает в себя следующие практики:
  • повторение Божественных имен, мантр
  • установление и почитание алтаря с божественными изображениями
  • медитация на Божественный образ
  • культивация благодарности, единения с природой, любви ко всему живому, как к проявлению Божественного
  • очищение сознания и тела через практику Ямы и Ниямы
  • практика сострадания и прощения, помощи окружающим
2 Карма-йога – йога действия
Карма – означает “действие”, а карма-йога – совершение действия без привязанности к результату труда, путь бескорыстного деяния (Сева) на благо обществу. Все дела карма-йогина посвящены Божественному и не привязаны к Эго, ожиданиям, стремлению к славе или награде. Карма-йога – это совершать необходимое действие. Делать то, что правильно с точки зрения Дхармы – истинного предназначения, принимая все последствия и без любых ожиданий.
Основные проявления Карма-йогина:
  • Проживает жизнь вовлеченно, но не увлечен результатами, наградами или успехами
  • Не стремится к признанию
  • Практикует принятие, толерантность, дружелюбие
  • Со-радуется успехам других
  • Не чувствует себя ни выше, ни ниже других
  • Говорит и действует правдиво
  • Поддерживает здоровое тело
  • Принимает и почести, и оскорбления одинаково ровно
  • Имеет веру в себя, понимая, что Божественная любовь всегда с ним
  • Адаптивен к ситуациям, бесстрашен и имеет спокойный ум

На пути Карма-йоги все желания постепенно сходятся к одному - безостаточно служить Божественному, проявленному повсеместно.

Практика карма-йоги включает в себя:
  • Бескорыстный труд на благо всех окружающих
  • Принятие своей кармы, исследование и следование своей Дхарме
  • Изучение священных трактатов и писаний
  • Поддержание тела и сознания в чистоте и здоровье
  • Контроль чувств и эмоций
3. Гьяна (Джняна) йога – путь мудрости. Следование к просветлению и освобождению через изучение и развитие знания. Через развития различения – Вивека – что есть реальное и вечное, а что преходящее и неистинное. Практика постоянного изучения и очищения себя. Путь Гьяна-йоги считается самым сложным, так как он использует интеллект для того, чтобы выйти за его же собственные границы. Практик Джняна-йоги стремится через познание и само-изучение прийти к осознанию единства с Божественным. Этот путь – попытка пойти по острому краю горы, где эго все время пытается сбросить практика в пропасть. Этот путь йоги требует от нас большой силы характера, воли, интеллекта. Гьяна-йога включает в себя изучение учений обо всех проявлениях жизни, но, в первую очередь, изучение самих себя.
Основные проявления Гьяна-йогина:
  • Изучает священные тексты и важные концептуальные писания своей традиции
  • Задает сам себе и искренне воспринимает ответы на важнейшие вопросы: Кто Я? Чего я хочу? В чем мое предназначение?
  • Внимательно слушает, безоценочно воспринимает, учится всему
  • Практикует непривязанность
  • Медитирует и наблюдает тишину
  • Главное его стремление – Мумукшутва – духовный голод, постоянное стремление к божественному, к освобождению от ограниченности перерождений
Практика Гьяна-йоги включает в себя:
  • Развитие и практику различения – Вивека. Чистешей формы знания
  • Развитие и практику непривязанности, отреченности – Вайрагья.
  • Культивация Шатсампат – шести дисциплин, добродетелей: Шама – ровность ума, Дама – обуздание внешних органов чувств, Упарати – прекращение мирской деятельности, Титикша – сила духа, воздержанность, терпение, Самадхана – концентрация, Шраддха – вера.

Великий Гьяна-йогин Рамана Махариши, получая вопрос,

начинал отвечать на него так:

“Сначала спроси себя кто задает этот вопрос?"

4. Раджа йога – королевский путь. Как король контролирует принадлежащие ему земли, так и практик Раджа йоги стремится контролировать подвластную ему территорию – свой ум. Путь медитации, концентрации, мантр и внутренних техник. Основная концепция Раджа-йоги в том, что наше видение истинных себя как божественных сущностей омрачено колебаниями ума. И если тело и ум могут быть очищены и успокоены, то останется лишь ясность и истинное сияние души. Раджа-йога не требует никакой особой веры или наличия убеждений и может быть практикована всеми, независимости от традиций.
Основные проявления Раджа-йогина:
  • Поддерживает сбалансированный и здоровый режим, диету, работу и образ жизни
  • В гармонии с ритмами природы
  • Чист и не подвержен суждениям
  • Ответственен за свою жизнь
  • Контролирует эмоции и чувства
  • Избегает отвлечений
  • Тренирует ум с помощью техник концентрации и медитации
Путь Раджа-йоги изложен и структурирован Патанджали в Йога сутрах в восьмиступенчатую систему:
8 ступеней йоги Патанджали:
  1. Яма – этический кодекс, принципы взаимодействия с окружающим миром, основанные на ненасилии и правде.
  2. Нияма – методы поведение в нашей собственной повседневной жизни, включающие в себя очищение, дисциплину, преданность, изучение.
  3. Асаны – позы
  4. Пранаяма – управление жизненной энергией с помощью дыхательных упражнений
  5. Пратьяхара – отвлечение чувств от объектов их вызывающих
  6. Дхарана – концентрация, фокусировка внимания
  7. Дхьяна – медитация
  8. Самадхи – освобождение, просветление
А где же Хатха-йога, спросите вы? Где место асан во всей масшабности дисциплины йоги? А вот там, на третьем месте Раджа-йоги. Асаны – вспомогательный инструмент, который служит для поддержания тела здоровым, сильным, очищенным и готовым к глубоким состояниям.
Все эти пути могут показаться различными, но на самом деле показывают Йогу в ее объединяющем качестве, каждый путь дополняет и поддерживает один другой. В каждом моменте каждого дня мы можем увидеть возможности для практики йоги и потенциал для развития, ведущий к Освобождению.

Четыре пути, как четыре толстые нити, связанные в один прочный канат, где каждая нить укрепляет и поддерживает одна другую.