73. Саматва — уравновешенность. В «Бхагавад-Гите» говорится: «Саматва называется йогой.» Учению о том, что мудрый человек с одинаково ровным настроением воспринимает все разнообразие опыта и впечатлений, который ему приносит карма. Это предполагает полное отсутствие любых враждебных или недовольных ощущений и состояние разума, при котором человек способен увидеть доброе и полезное во всем и обрести лучшее, что возможно извлечь из любого опыта. 74. Сансара — или самсара, круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных и обусловленных кармой. Причиной пребывания души в Сансаре является Авидья. (см. связанное понятие Мокша). В традициях йоги описываются несколько путей достижения освобождения: посредством любви к Богу (см. Бхакти-йога), путём медитации (см. Раджа-йога), научившись отличать реальность от иллюзии посредством философского анализа (см. Джняна-йога) или путём правильного выполнения предписанной деятельности без привязанности к её плодам (см. Карма-йога). 75. Сантоша — удовлетворенность. Один из пяти обрядов ниямы – вторй ступени йоги Патанджали. Полное довольство имеющимся, однако не блокирующее естественное развитие, так как поддержано остальными элементами Ниямы, например, Тапасом и Свадхьяей. 76. Самскара — бессознательные впечатления. Происходит от сам — сумма и каара — творец, делатель. Буквально означает «сумма сделанного делателем». Термин обозначает отпечатки, оставленные в уме индивидуальным действиями или внешними обстоятельствами, и способные выявляться при любом благоприятном случае в будущем — даже в будущем рождении. Поэтому самскара означает зачатки наклонностей и импульсов из прошлого жизненного опыта и предыдущих рождений, которые должны развиться в этой или в следующих воплощениях. Самскара представляет собой привычку или влияние прошлого на настоящее. В результате накопления самскар формируются Васаны, которые в свою очередь производят колебание ума – Вритти. 77. Саттва — гуна сущности, света, благости. Одна из трёх гун (качеств) природы (см. связанное понятие Пракрити) Среди трех гун саттва считается самым чистым и возвышенным качеством материальной природы. Означает также закон природы, порядок в ней. 78. Сатчитананда – составное слово из трёх санскритских терминов – сат, чит, ананда, которые, соответственно, означают «бытие/правда», «сознание» и «блаженство». В философских школах веданты это понятие рассматривается как синоним трёх основных атрибутов Брахмана. С точки зрения йоги сатчитананда – это состояние, в котором энергетические потоки в теле находятся в полном равновесии. Это может случаться спонтанно и мимолётно, но через старательную практику духовных дисциплин, эти короткие периоды будут становиться продолжительней и практикующий в конце-концов сможет достичь состояния непрерывной сатчитананды. Признаками достижения этой стадии можно назвать следующие понятия: ананда (духовное блаженство), сантоша (удовлетворенность), шанти (умиротворение) и самадхи. 79. Сатья — правдивость, воздержание от неправды. Вторая из Ям. Слово «сатья» означает истинность во всех ее проявлениях: поступках, мыслях и словах. Принцип Сатья при этом, контролируется и регулируется первой заповедью Ямы – Ахимса. Важность понятия Сатья часто иллюстрируется законом о том, что обманывающий других неизбежно приходит к самообману. Ложь в любой своей форме способна разрушить любые типы энергий — физическую, эмоциональную, духовную. 80. Сиддхи — восемь сверхъестественных сил, возможностей, развитых благодаря духовным практикам. Сиддхами также называют великих йогинов. Обычно сиддхи являются «побочным продуктом» совершенной йогической практики и не являются целью. Духовные учителя предостерегают об опасности злоупотребления сиддхами. Все примеры можно свести к восьми классическим сиддхи (ашта-сиддхи):
анима — умение становиться маленьким, как атом;
махима — умение становиться бесконечно большим;
лагхима — сверхлегкость, левитация;
прапти — способность к расширению, вездесущности;
пракамья — осуществление желаний;
вашитва — управление природными силами;
ишитва — превосходство над природой;
кама-авасайитва — полная удовлетворенность.
81. Сукха — счастье, наслаждение, радость, удовольствие, комфорт. 82. Сатсанг — собрание людей вокруг просветленного человека, гуру, с целью услышать истину, говорить о ней и усваивать её. 83. Стхити — свойство сохранения, стабильность. 84. Самастхити – второе название Тадасаны, позы скалы, обозначающее выраженное ею качество стабильности, устойчивости, покоя, выравнивания. 85. Сутра — буквально: нить. Лаконичное высказывание. В виде сутр были изложены почти все религиозно-философские учения в Индии. Язык сутры характеризуется образностью и афористичностью. Жанр и способ передачи идей до возникновения письменности. Сутры заучивали, повторяли. 86. Тамас — одна из гун материальной природы (см. связанное понятие Пракрити) означающая энергию покоя, упадка, невежества. Основными характеристиками тамаса являются: тьма, смерть, разрушение, невежество, лень, безумие. Тамас при этом является качество, сохраняющим предметы неизменными во времени. В человеке она проявляется в форме вялости или лености тела, апатичности эмоций и предубежденности разума или предрассудках. Также в виде отдыха, сна. Термин «тамас» применяется ко всему, что демонстрирует преобладание инерции, покоя. Как и любая гуна обладает градациями, стадиями и не может быть оценена однозначно, однако тамас считается самой негативной, или низшей гуной материальной природы. 87. Тапас — тепло, жар, аскеза. В символическом виде может пониматься как «горение устремлением к достижению цели, «стремление освободиться от оков невежества”. Тапас означает очищение и трансформацию своей природы, процесс разотождествления сознания с материальными объектами. Степень реализации понятия зависит от практикующего. Тапас является частью Ниям – второй ступени йоги Патанджали и обеспечивает упорную практику, стремление к духовному развитию. Тапас связан с практиками аскетизма. Существуют также радикальные формы тапаса, такие как длительное стояние на одной ноге или же в воде по пояс, чтение джапы в больших количествах, простирание с мантрой вокруг святого места, практика молчания и другие. 88. Тримурти — триада, объединяющая трёх главных божеств индуистского пантеона (Брахму-Создателя, Вишну-Хранителя и Шиву-Разрушителя) в единое целое, представляющее собой духовное начало — Брахмана. 89. Упанишады — древнеиндийские религиозно-философские трактаты, являющиеся частью Вед. В них в основном излагаются философские концепции, рассуждения о медитации и природа Бога. Считается, что в Упанишадах изложена основная суть Вед — поэтому их также называют веданта (конец, завершение Вед). В Упанишадах содержится первое и наиболее полное объяснение слога «Ом» как трансцендентного, космического звука, который является основой всего бытия. В Упанишадах также впервые упоминается мантра «Ом шанти шанти шанти», которая является призывом к спокойствию и вечному миру. 90. Хатха-йога — форма йоги, выраженная в дисциплинах тренировки и упражнений тела. Слово «хатха» переводится с санскрита как «усилие», «насилие», «натуга», «интенсивность». Часто хатха-йога рассматривается как необходимое для остановки колебаний ума вступление и дальнейшая помощь раджа-йоге, дисциплине воспитания разума. Это направление йоги, сформированное в X—XI веке Матсьендранатхом, и, в большей степени, его учеником Горакшанатхом. Практики хатха-йоги включают в себя шаткармы, асаны, бандхи, мудры, пранаямы. Во всех практиках есть элементы работы с сознанием (концентрация внимания, осознанное восприятие). Также для практикующего предписывается соблюдение этического кодекса – Ям и Ниям. 91. Хираньягарбха — «золотой зародыш», плававший в космических водах первичного океана и давший начало жизни. 92. Чакра — буквально: колесо. Психоэнергетический центр в тонком теле человека, место пересечения каналов нади, по которым протекает прана. 93. Читта Вритти Ниродха — фраза, взятая из Йога сутр Патанджали, вторая сутра первого раздела этого текста. Остановка движений сознания: управление (ниродха) колебания (вритти) в сознании (читта). Может восприниматься на разных уровнях – от остановки мыслей, до выхода из обусловленностей и полного освобождения. 94. Шива — индуистское божество, вместе с Брахмой и Вишну входит в божественную триаду тримурти в качестве разрушительного начала вселенной. Шива олицетворяет собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной (Пуруша), противоположное Шакти, динамичному женскому началу вселенной. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. В индуизме имеет эпитет Махадев, что переводится как величайший из богов (девов). Пять божественных ролей Шивы: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати. 95. Шауча — первая из Ниям – духовных принципов. Чистота, как внешняя (чистоплотность), так и внутренняя (чистота ума). Шауча рассматривается на трех уровнях: 1) Чистота тела – осуществляется практика крий, асан, пранаям; гигиена, ношение чистой одежды, чистота пищи, поддержание жилища в чистоте и порядке. 2) Чистота речи. Это соблюдение норм языка, хорошая дикция и нравственность высказываний. 3) Чистота мыслей. Это отсутствие отрицательных эмоций, таких как ненависть, гнев, страх, гордыня, алчность и т.д. 96. Шаткарма — общее название очистительных практик для тела, применяемых в хатха-йоге. 97. Шанти — мир, покой, гармония. 98. Экаграта — однонаправленность ума, концентрация. Понятие означает состояние фиксации внимания на единственной точке или объекте. 99. Экадаши — одиннадцатый день после полнолуния и новолуния каждого лунного месяца. Дни экадаши считаются особо благоприятными для совершения аскезы. В дни экадаши постятся либо полностью, либо только без зернобобовых продуктов. 100. Юга — одно из делений времени, эра. Называются 4 Юги: Сатья (или Крита), Трета, Двапара и Кали. Индуизм называет маха-югой четыре юги, сменяющие друг друга циклически в указанной последовательности: Сатья-юга или Крита-юга, Трета-юга, Двапара-юга, Кали-юга. В каждой последующей из юг внутри цикла понимание истины и нравственность уменьшаются, а невежество растёт. Существуют две разные теории о продолжительности юг. 101. Яма — этические ограничения или универсальные моральные заповеди. Являются общемировыми, общечеловеческими и вневременными, а не выражено йогическими или индуистскими. Яма — первая ступень йоги, описанная в Йога-сутрах Патанджали и других текстах. Согласно Йога-сутрам Патанджали «яма» включает пять основных принципов: