О жизни автора йога-сутр у нас нет точных данных, большинство сведений о нём мы черпаем из легенд. Он жил где-то между 500 и 200 годами до нашей эры и считается “сваямбху” — возвышенной душой, пришедшей в этот мир по собственной воле, чтобы помочь человечеству. Он принял человеческое обличье, испытал все те радости и горести воплощения в материальном мире, научился выходить за их пределы и поделился этим знанием с нами. В Йога-сутрах он описывает способы преодоления болезней тела и прекращения колебаний ума, которые являются препятствиями на пути духовного освобождения.
Слова Патанджали открыты, ясны и подлинны, каждая сутра - как жемчужина, ценна и сама по себе и как часть ожерелья учения о йоге. Сутры остаются актуальными и всеохватными во все времена.
Авторству Патанджали принадлежат исследования грамматики, аюрведы и йоги. Постичь смысл сутр и воплотить их в жизнь — значит стать высоко культурным и просвещённым человеком, превратиться в духовно развитую, достойную личность. Именно это с точки зрения Патанджали и есть йогин.
Изучение йога-сутр процесс бесконечный. Прочитать текст можно довольно быстро, но на глубокое его познание и понимание нам может понадобится несколько жизней. Наше понимание строк меняется с возрастом, опытом, в зависимости от периода жизни и приоритетов на каждом этапе пути.
Древнеиндийские предания повествует о том, как однажды бог Вишну, возлежа на боге змей Адишеше, наслаждался чарующим танцем бога Шивы. Движения Шивы настолько заворожили Вишну, что его тело стало вибрировать в ритме с ними. В этой вибрации бог Вишну становился всё тяжелее и тяжелее, из-за чего Адишеше стало трудно дышать, и он чуть не лишился чувств. Как только танец завершился, тело Вишну вновь обрело лёгкость. Адишеша был так изумлён, что спросил у своего хозяина о причинах столь поразительных превращений. Бог объяснил, что изящество, красота, величие и мощь танца Шивы вызвали у него в теле соответствующие вибрации, которые утяжелили его.
Не переставая удивляться, Адишеша изъявил желание научиться такому танцу. Вишну задумался и предсказал, что вскоре бог Шива удостоит Адишешу честью написать трактат о грамматике. Так у него появится возможность учиться и совершенствовать и искусство танца. Адишеша очень обрадовался этому известию и стал ждать, когда бог Шива одарит его своей милостью.
Чтобы узнать, кто станет его Матерью на земле, Адишеша принялся медитировать. Во время медитации он увидел йогиню по имени Гоника. Женщина молила богов о достойном сыне, которому она смогла бы передать своё знание и мудрость. Адишеша тут же понял, что Гоника будет достойной для него матерью, и стал ждать подходящего момента, чтобы воплотиться её сыном.
Гоника, уверенная, что её земная жизнь уже подходит к концу, отчаялась родить и воспитать достойного сына. Её последней надеждой стало упование на бога Солнца. Набрав в пригоршни воды, она закрыла глаза и стала медитировать на солнце. Готовая принести свой дар, она открыла глаза и взглянула на свои ладони. К своему удивлению она увидела в них крошечную змейку, которая вдруг приняла человеческий облик. Этот воплотившийся человечек простерся пред Гоникой и просил женщину назвать его своим сыном. Не колеблясь, Гоника приняла сей божественный дар и нарекла человека Патанджали.
Пата значит "упавший", а анджали — “приношение". Анджали также означает "руки, сложенные в молитве". Таким образом, Патанджали — это молитва Гоники со сложенными руками. Патанджали, воплощение Адишеши, на котором возлежит Вишну и стал знаменитым автором Йога-сутр.
Итак, по распоряжению Шивы Патанджали принялся за работу. Его замечательный трактат о грамматике называется "Махабхасья". Это классическая работа, обучающая правильному языку, предшествовала его книге по аюрведе — науке о здоровье и жизни. Завершающий труд Патанджали — Йога-сутры — посвящён ментальному и духовному становлению человека. Кстати, все исполнители классического индийского танца почитают Патанджали как великого танцора. В трудах Патанджали мы можем проследить развитие человека в целом. От здоровья и чистоты речи к духовному развитию.